ЗАПАХ СТАРОСТИ
Я не первый раз уже подмечаю особенности жилищ, чьи хозяева давно перешагнули за возрастную черту 65-700 лет.
И, перешагивая эти пороги, стоя перед лифтом, глядя на традиционно бело-зеленые стены – принюхиваясь – подмечаю этот запах - наличие которого сложно сразу объяснить.
Я называю его запах старости - и хотя это чистые ухоженные подъезды, с некритичным налётом времени – ни с чем не спутаю его. Становится ясно - цифра проживающих пенсионеров здесь - зашкаливает.
Об этом говорят и слишком высокие деревья во дворе и немноголюдные детские площадки и что-то еще такое очень печальное.
Короче. Запах этот усиливается так же как стрелка в счётчике Гейгера дрожит все с большей амплитудой на пути к заветной двери.
Какая-то, знаете ли, солянка из запахов советского пластика и кожаных изделий. И линолеума, возможно.
Вдыхая его - я ощущаю нечто чужеродное мне - и - впадаю в состояние - скованности и паралича . Дома ведь я хожу нормально - не быстро, но целенаправленно - здесь же я начинаю семенить на полу цыпочках мелкими шажками с неизменным чувством стыда - я делаю что-то страшно неприличное, - эй, такая скорость неприемлема в этом доме, слышу вполне отчетливый укор – «остановись, не беги, не шуми, не разбуди, ни в коем случае не сдвинь что-либо на 1см, а лучше замри. Сядь в кресло и застынь. Включи телевизор и усни перед ним.»
Абсолютно всё в такой квартире подстроено под своих хозяев - да да , любое расположение вещей, кажущееся случайным - не случайно – вся эта статичная империя из безделушек, закатанных ковров и газеток - всё это создано для экономии энергии, её сохранения.
Такой порядок выстраивался годами, десятилетиями, маршрут перемещений един и нерушим. Пыль не сходит с ненужных углов годами. Мне немного лет, я, типа, молода еще, и все же мне хватает одного только взгляда, чтобы почувствовать ломоту в костях и желание уснуть на полу прямо в прихожей рядом с запыленными перфорированными сандалиями из 60-х.
Жаль, но такой дом не несёт никакой активной энергии, он перегружает своей историей, заставляет вспоминать одно и тоже событие раз за разом, делает всё, чтобы тебе казалось что время стоит на месте, вовсе не угрожает тебе. Ты- в веренице черно-белых картинок. Ты в коконе. Сопротивляться? Да зачем это вообще.
Это тебе не красивые французские фильмы, где яблоньки из окон, и где ,пусть по-старчески, но все же изысканно украшенный интерьер радует глаз классическим колоражем и ностальгическими нотками старой Европы. (не фашистской Германии) Нет-нет. Я про те самые случайные гардеробы, обои и стопроцентные стенки с сервизами и солонками в виде обезьянок.
Возвращаясь...Так вот по поводу домов и старости в них поселившейся. Что если атмосфера, так зависимая от своих хозяев делает по сути их же, хозяев, своими печальными заложниками. Что если весь этот выстроенный мир сбережения полезной и уже не полезной энергии сводит на "нет" любую попытку шелохнуться и вздохнуть полной грудью ещё живого человека?
Возможно ведь продумать целый проект на эту тему - брать квартиры уже действительно старых людей и реорганизовывать пространство - не забывая о том, что выглядеть это должно вовсе не как реорганизация а скорее как уборка и вовсе даже и не уборка - ведь любое вмешательство в их карточный домик воспримется как как грубость, способная разрушить его. Ненавязчивость. Вот ключевое слово для вторжения.
Вообщем, есть смысл подумать над подачей и реализацией. Как? Может быть, реорганизовать пространство- сохраняя при этом вещицы, мелочи, всякие старые паласы и панно - но расставляя акценты и высвобождая площади, а так же солнечный свет – да, тот самый, красивый, который максимально случайный – и выявлять новые текстуры - свежие - непокрытые пылью .
И вот, задав яркие виды и звуки - может тогда что-то поменялось бы и в самих пожилых людях и в их … черт возьми, душах? Может, это наполнило бы их новой живительной энергией? Может, им захотелось бы прогуляться и сделать наконец ту дааавнюю ерунду которую они все хотели но так и не сделали.
Может, старость тогда повернулась бы вспять?