Подземелья и проблемы.
Есть такая вербально-ролевая игра “Dungeons and Dragons” или коротко: dnd. Очень популярна в рядах прожженных гиков и более практически нигде. Чтобы погрузиться в это развлечение, необходимо собраться компанией в 4-7 человек, выбрать ведущего (это должен быть самый эрудированный из вас, с развитым воображением и стратегическим мышлением) и обложиться условно конечным сводом правил. Каждый из игроков придумывает себе фэнтезийного персонажа с определенными классовыми склонностями, который волею судьбы оказывается в отряде вместе с остальными такими же участниками.
Всем вместе (кроме ведущего) им предстоит захватывающее путешествие из пункта А и далее по квесту. Ведущий же отвечает как за сам квест, так и за весь окружающий персонажей энвайронмент - то есть за всю выдуманную им вселенную со всеми персонажами, городами, подземельями, конфликтами, политикой, экономикой и общим вектором развития. К тому же под действием персонажей вся эта вселенная должна логически изменяться. Для того, чтобы игровой процесс не был линейным, а играть было интересно, ведущим стоит выбрать какого-нибудь гениального жанрового писателя, например, Терри Пратчетта. Но, увы, обычно эта миссия ложится на плечи твоего кореша.
Поэтому на помощь мастеру (ведущему) приходят десятки томов официальных правил и дополнений к ним. Карты миров, бестиарии, каталоги оружия, заклинаний, сюжетных персонажей, в конце концов, и прочее, прочее. Но они же при этом тотально матемизируют игровой процесс. Персонажи получают очки жизней, урон от оружия и заклинаний, запас маны, энергию, а при движении перемещаются строго по разлинованным клеткам строго в свой ход. Это... ну, на любителя.
Каждый чих надо считать. Ты объявил действие: например, ударить мечом напавшего на тебя головореза, и всё - понеслась: 25 раз кинь кубик на уворот, удачу, харизму урон, защиту и, короче, это - мрак. Осторожно: не пытайтесь это повторить дома. Все спасброски выполнены профессионалами, храбро попрощавшимися на несколько часов с реальностью.
Поэтому играть советую без кастомных правил. Придумываешь вселенную, любую: это может быть определенная историческая эпоха, путешествие во времени, школа волшебства, космическое путешествие - всё, на что хватит фантазии. Зовешь друзей, садитесь и погружаетесь в неизведанный мир. При этом участники игры могут играть за самих себя, оказавшихся в новом мире без каких-либо сверхспособностей.
Это может быть очень захватывающе, но требует от мастера и игроков колоссальных умственных затрат. Игроки сосредотачиваются не на механическом игровом процессе, а на сюжете. Мастер же чутко реагирует на поведение игроков и последовательно конструирует игровую вселенную.
Я сейчас в процессе ведения такого мероприятия, и это действительно интересно и непросто. Мы собираемся редко и разными составами, но шоу продолжается.
И знаете, создавая такую вселенную, dnd-мастер неизбежно сталкивается с проблемой логических дыр: объединить все сюжетные линии в одно целое и последовательное. И неизбежно дыры будут: как бы ты ни планировал сюжет. Вот тут и возникает присутствие “бога из машины”, но об этом уже завтра.