Любовь Шитова
Уж замуж невтерпеж
«Уж полночь близится, а Германа все нет»… «Пиковая дама» - это тот текст, который нет-нет, да появляется в моей жизни, причем всегда около-извне. Осознанной потребности перечитать его нет, но уже который год - резонирует тема выбора.
Началось все еще в юности. Внимание на «Пиковую даму», которую как раз проходила в рамках школьной программы, обратил тем не менее сериал, где пушкинский сюжет был адаптирован к современной жизни. Я так вдохновилась, что даже сочинение писала об этой повести.
А сейчас в НОВАТе новая постановка – опера «Пиковая дама». Периодически уже с неделю читаю об этом в ленте новостей – и цепляет взгляд. Да, мне интересно посмотреть – и в том числе эту авторскую интерпретацию, но…
Но все же, больше меня интересует образ Германа – причем в глазах Лизы. Ведь он для нее - избавитель, «принц на белом коне». А еще шире – Deus ex machina, «Бог из машины», внешняя сила, которая неожиданно придет и решит все якобы неразрешимые сложности.
И тут совсем интересно: почему сложности неразрешимы? Сложное положение Лизы как воспитанницы и единственная возможность относительной независимости – это замужество. Ну либо в монастырь идти, что едва ли проще. Большая социальная несвобода женщины в 19 веке – в сравнении с веком 20/21… наверное да.
И, тем не менее, у нее было как минимум два реальных жизненных пути – воспитанница и послушница, и какой путь выбрать – все зависело от ее личного выбора. Замужество – это, в ее случае, согласие на выбор другого. Причем замужество для нее, по сюжету – путь самый невероятный. И выбирая его, она отказывается от выбора как такового. Потому может и «Германа все нет». Не замуж Лиза хотела, ох - не замуж...
К чему веду: почему человек отказывается от выбора? Так ведь не проще и не легче. Нет веры, что выбор что-то изменит? Или наоборот, есть неосознанное понимание, что выбор изменит все. И все вопросы о жизненном пути будут уже к себе?